Добро пожаловать.


Вас приветствует форум по естествознанию и истории МБОУ СОШ № 101, г. Самары
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 04.09.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.14 22:55. Заголовок: Антиалкогольная пропаганда на уроках биологии


Профилактику алкоголизма в подростков и юношеском возрасте следует строить на трех принципах.

Первый принцип: направленность воспитания не против алкоголизма в целом, а против каждого из его элементов, каждого его проявления.

Второй принцип: направленность воспитания в первую очередь на предотвращение отрицательных последствий употребления алкоголя, которые могут развиться в ближайшее время, а не через 10-15 лет и даже позже. Подростки и юноши, а тем более дети не склонны (а часто не способны в связи с возрастом) реально задуматься над тем, что может случиться с ними через 10-15 лет. Но для них может быть убедительной мысль о том, что в данный конкретный период жизни они теряют многое из-за употребления алкоголя.

Третий принцип: вырабатывать отрицательное отношение к алкоголю следует не только на основе разъяснения негативных последствий злоупотребления им, но и путем оценки всех отдельных моментов неприглядного поведения пьющего, вскрытия несостоятельности всех тех "преимуществ" и "достоинств", которыми бахвалятся алкоголики в целях самоутверждения.
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии большое внимание уделяю антиалкогольному воспитанию.

Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы включаю материал о вредном действии алкоголя на организм человека.
Так при изучении темы "Введение. Общий обзор организма человека" объясняю учащимся, что алкоголь относится к клеточным цитоплазматическим ядам, которые легко проникают через оболочки клеток, вызывают свертывание белков и угнетают жизнедеятельность клеток.

При изучении темы "Кровообращение" рассказываю о том, что алкоголь вызывает снижение гемоглобина, количества лейкоцитов, эритроцитов и общего объема крови вследствие отравления костного мозга и других органов, в которых образуются кровяные тельца. Под действием алкоголя изменяются стенки кровеносных сосудов, происходит закупорка артериол, нарушается питание тканей. Особенно страдают сердце и мозг: развивается склероз мозговых сосудов, происходят жировые перерождения сердечной мышцы. Сердце алкоголика увеличивается в 1,5–2 раза. Демонстрирую рисунки с изображением сердца здорового человека и ожиревшего сердца алкоголика и сообщаю, что заболевания органов кровообращения у алкоголиков встречаются примерно в 20 раз чаще, чем у не пьющих людей. Алкоголь является идеальным тромбообразующим веществом, вызывающим свертывание крови. Тромбы попадают в капилляры, закупоривают их, от повышения давления капилляры лопаются, гибнут целые участки органов. Каждый глоток спиртного, таким образом, вызывает мельчайшие кровоизлияния во всем теле.

Целесообразно продемонстрировать опыт, иллюстрирующий вредное влияние алкоголя на кровь. В пробирку №1 к 5 мл крови добавляем 5 мл физиологического раствора. Взбалтываем. Содержимое остается мутным, т. к. эритроциты не разрушаются. В пробирку №2 к 5 мл крови добавляем 5 мл этилового спирта. Взбалтываем. Содержимое становится прозрачным, т.к. кровяные тельца разрушаются. Вывод: так как эритроциты разрушаются, следовательно, газообмен в организме нарушается.

В теме "Дыхание" сообщаю ученикам, что пары алкоголя и продукты его распада отрицательно действуют на легочную ткань, приводят к снижению жизненной емкости легких, вызывает катар дыхательных путей, воспаление бронхов. Алкоголь осложняет течение пневмонии, приводит к пневмосклерозу.

При изучении темы "Пищеварение" обсуждаем с учащимися Центра утверждение о будто бы о полезном действии алкоголя, принимаемого в малых дозах, и выявляем научную несостоятельность этого утверждения. Попадая в желудок, алкоголь раздражает и обжигает нежные клетки слизистой оболочки пищеварительного тракта. Это приводит к возникновению воспалительных процессов в слизистой желудка и кишечника (гастриты, язвенная болезнь). Подчеркиваю, что алкоголь даже в небольших количествах раздражает рецепторы и слизистую оболочку рта, пищевода, желудка, вызывая обильное слюноотделение и выделение желудочного сока, с повышенной кислотностью, так как активизируются клетки, выделяющие соляную кислоту в желудке. Поэтому человек чувствует повышение аппетита. Большие же дозы алкоголя парализуют клетки, вырабатывающие пепсин. Пищеварение идет медленно, так как под действием спирта белки пищи сворачиваются и становятся труднодоступными для пищеварительных ферментов, которых в желудочном соке недостаточно. Целесообразно проведение демонстрационного опыта сворачивания белка под действием спирта. В результате нарушается процесс пищеварения, что ведет к истощению организма. Обязательно обращаю внимание на то, что на детей алкоголь оказывает более острое и губительное действие, так как в детском возрасте слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта нежная, легко ранимая и очень восприимчивая к яду.

Тема "Обмен веществ. Выделение" дает возможность осветить вопрос о нарушении под влиянием алкоголя процессов освоения организмом белков и витаминов, об изменении процессов тканевого и водного обменов. Процесс образования мочи начинается в капсулах наружного слоя почек. В первичной моче наряду с продуктами диссимиляции и аминокислоты, и глюкоза, и многие другие соединения, необходимые организму. Под действием алкоголя клетки почечного эпителия погибают, и процесс образования вторичной мочи прекращается, и из организма начинает выделяться первичная моча. Человек непрерывно теряет очень много воды, аминокислот, глюкозы и других необходимых организму веществ, а в его моче содержится гораздо меньше веществ, подлежащих удалению. У людей, употребляющих алкоголь, возникают серьезные почечные заболевания или почки полностью выходят из строя, что влечет за собой смерть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет [см. все]





Сообщение: 14
Зарегистрирован: 29.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.15 19:34. Заголовок: КВН ПО БИОЛОГИИ


Цели:
1. активизация познавательной деятельности,
2. формирование широких познавательных интересов у школьников,
3. выявление эрудитов среди учащихся.
На уроке решались следующие задачи:
1. обобщить и углубить знания учащихся по пройденной теме;
2. расширить знания школьников по предмету;
3. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету.
Оборудование: Иллюстрации «Лесная аптека» рисунки учащихся, кроссворды, открытки.
План игры:
I Организационный момент:
1) Выбираем мудрейшего!
(?)Какой процесс называется фотосинтезом?
(?)Какие вы знаете типы корневых систем?
(?)Какие органические удобрения вы знаете?
(?)Какие органы имеют цветковые растения?
Мудрейший будет подсчитывать очки команд.
2) Выбираем хранителя времени!
(Кто правильно угадает время 1 мин. – про себя)
3) Выбираем две команды: (по 6-7 чел.)
II Начало игры:
Команды придумывают название команд (например, 1-ая – «Лилия», 2-ая – «Фотосинтез»)
Выбирают капитана команды
Конкурс 1. «Ботаническая эстафета»
(За 1 мин. Пишут мелом на доске, либо фломастером на ватмане)
Овощи: Фрукты:
(5 баллов за правильное название)
(?) Какое разнообразие растений вы знаете? (за 1 минуту)
Деревья: Кустарники: Травы:
Конкурс 2. «Конкурс капитанов»
Эпиграф: Не знали наши папы, не знали наши мамы, что дети их родятся капитанами.
(15 секунд) Задаются вопросы, отвечают по очереди:
1. Устройство микроскопа
2. Строение растительной клетки
3. Какие бывают виды корней; типы корневых систем?
4. Строение листа. Какой лист называется сложным?
5. Какое жилкование имеют листья растений?
6. Какие виды стеблей вы знаете?
7. Почему нужно охранять зеленые растения?
8. Какое участие ты можешь принять в охране природы?
(3 балла за каждый правильный ответ)
Конкурс 3. «Музыкальный»
(Болельщики поддерживают участников)
Песня: « Во поле береза стояла», « В лесу родилась елочка», « Калинка-малинка»
(Синяя карточка – «Громко», Белая карточка – «тихо»)
(5 баллов – за внимательность)
Конкурс 4. «Литературный»
(«Ромашка» - загадки)
(Команды по очереди отрывают лепестки с ромашки (15 секунд))
1. Что не сеяно родится? (Трава)
2. Берега зеленые, вода красная, рыбки черные? (Арбуз)
3. Вырос в поле дом, полон дом окон, все ставни заколочены? (Колос)
4. Ходит дом ходуном на столбе золотом? (Рожь)
5. Шарик бел, весь мир одел. (Хлопок)
6. Сижу на дереве, кругла как шар, сладка как мед. (Вишня)
7. Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко камешками набито. (Шиповник)
8. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Редис)
(За правильный ответ – 3 балла)
Конкурс 5. «Что это за растение?»
(Муляжи – картофель, помидор, либо свежий картофель и томат)
Командам задаются вопросы поочередно, по 4 подсказки.
С 1-ой попытки – 5 баллов, со 2-ой – 4 балла, с 3-ей – 3 балла, с 4-ой – 2 балла
Первой команде: ( 1 минута)
1. Его нередко называют «вторым хлебом».
2. Родина - горы Центральной и Южной Америки.
3. В Россию это растение попало во время правления Петра I.
4. Крестьяне недоверчиво враждебно называли его «чертовым яблоком».
Что за растение? (Картофель)
Второй команде: (1 минута)
1. Французы до сих пор именуют его « пом де тер», что значит «земляное яблоко.
2. Дикие родичи этого растения до сих пор сохранились в горах Перу.
3. В России в 1781 году это растение выращивали только в частном ботаническом саду Демидова в Москве.
4. Различные салаты, соленья, маринады, пасту, сок и многое другое получаем мы из плодов этого южноамериканского растения. Вот уж поистине «золотое яблоко».
Что это за растение (Помидор)
Конкурс 6. «Третий лишний».
Иллюстрации «Лесная аптека» (30 секунд)
1. Овес Одуванчик Пшеница (Признак – корневая система)
2. Картофель Горох Кукуруза (Признак – виды листьев)
3. Клевер Лилия Земляника (Признак – виды листьев)
За правильный ответ – 5 баллов
Конкурс 7. «Чудо-дерево».
(Чудо-дерево) (1 минута)
Сочные плоды: Сухие плоды:
(Записываются мелом на доске, либо фломастером на ватмане)
(?) Какие плоды называются сочными? Сухими?
(Отвечают капитаны)
За правильный ответ – 3 балла.
Конкурс 8. (для болельщиков)
(3 минуты)
Пока подводятся итоги игры, болельщики называют строчки из песен о цветах.
Конкурс 9. «Биологический детектив»
Первой команде: (на размышление 15 секунд)
Рассказывают, что давным-давно в Греции жил прекрасный юноша. Он был настолько высокого мнения о собственной красоте. За это боги жестоко его наказали: до конца своих дней юноша был обречен постоянно любоваться собственным отражением в пруду. А после его смерти на этом самом месте вырос прекрасный цветок, который и назван в память о юноше.
Что это за цветок? (Нарцисс)
Второй команде:
Зрелищные сооружения и амфитеатры в Древнем Риме строились с применением древесины этого дерева, которая плохо поддается гниению. На сваях из его древесины стоит Венеция, на таких же сваях строился Петербург. Двери и оконные рамы Зимнего дворца и много других построек Петербург, деревянные части соборов Московского Кремля, соборы Василия Блаженного изготовлены из древесины …?
Что это за дерево? (Лиственница)
III Подведение итогов
1. Мудрейший сообщает количество набранных очков – баллов командами.
2. Определяется команда – победитель.
3. Отмечается самый активный и любознательный болельщик.
4. Участникам игры КВН вручаются сладкие призы.
5. Ребята получают отличные оценки по предмету.


























Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 177
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Бесплатные готовые дизайны для форумов