Добро пожаловать.


Вас приветствует форум по естествознанию и истории МБОУ СОШ № 101, г. Самары
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 7
Зарегистрирован: 13.01.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.12 14:57. Заголовок: Пришкольный участок и живой уголок


В нашей школе есть живой уголок, который был организован в 2000 году. Им руководит Ухова С.В. Живой уголок является наглядным и разносторонним собранием живых организмов различных классов и семейств, способствующих лучшему усвоению учащимися школьной программы по природоведению, ботанике и зоологии. В нём обитают различные животные: 2 хомяка, сухопутная черепаха, болотная черепаха, 3кролика и семейство волнистых попугайчиков. Есть аквариум с рыбами. Учащиеся кормят своих питомцев, ухаживают за ними, не покидают их и в каникулы.
Результаты научно-исследовательской деятельности учащихся представляются в виде творческих работ на районных и городских научно- практических конференциях.
В 2006 году ученик 5 «А» класса Козлов Саша выступил с работой «Наблюдение за развитием семени фасоли» на конференции « Первые шаги в науку» и стал победителем.
В 2007 году ученица 8 « В» класса Нефёдова Луиза написала работу о морских свинках, выступила с ней на городской и областной научно – практической конференции и заняла 2-ое место.
В 2008 году ученик 7 «В» класса Петров Леонид занял призовое место на конференции « Первые шаги в науку» с работой « Особенности выращивания декоративных растений».
В 2009 году ученик 8 «А» класса Богомолов Алексей занимался разведением попугайчиков и стал победителем на городской конференции «Первые шаги в науку». В 2010 году он продолжил написание работы « Характер наследования окраски оперения у волнистых попугайчиков» и занял 2 место на XXXIX городской научно-практической конференции. В 2011 году - стал победителем XXXX городской научно-практической конференции. В 2012 году Алексей выступил на Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды.
Пришкольный участок и живой уголок способствуют развитию экологического воспитания, прививают любовь к природе, формируют навыки бережного отношения к ней. Рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие.


(Из летописи школы)









Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]





Сообщение: 61
Зарегистрирован: 13.01.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.13 16:53. Заголовок: Формирование положительной мотивации во внеурочной деятельности и на уроках биологии


Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2
1.Мотивация учебной деятельности……………………………………………4
2. Виды мотивации………………………………………………………………5
3. Из опыта работы по формированию положительной мотивации в учебной деятельности учащихся на уроках биологии…………………………………. 9
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………. 17
















Введение.
Актуальность проблемы повышения учебной мотивации школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. По мнению П.М Скворцова главное отличие заключается в отсутствии интереса к учению. Оно перестало быть самоцелью, и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли полученные знания ценность на рынке труда? Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться И.З. Гликман называет недостаток внутренней мотивации. [3]
В сложившейся ситуации «задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника учебно-познавательного мотива». Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том , что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний.
Цель - изучение и формирование положительной мотивации в учебной деятельности учащихся по биологии
Задачи:
• формировать учебно - познавательные мотивы;
• способствовать удержанию внутренней позиции ученика;
• продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
• повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
• формировать самосознание и адекватную самооценку;

• обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
• развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.






















1.Мотивация учебной деятельности.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду[4]
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности.
Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности (УД).



2.Виды мотивации:
. Мотивация лежащая вне учебной деятельности
• «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
• Положительная в двух формах:
-определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)
-определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.
Мотивация лежащая в самой учебной деятельности
•Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любозна- тельности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)
•Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:
• сосредоточение внимания на учебной ситуации
• осознание смысла предстоящей деятельности
• осознанный выбор мотива
• целеполагание
• стремление к цели (осуществление учебных действий)
• стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
• самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Общая структура мотивации к учению :
а) Познавательная мотивация
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в среднем звене встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. [5]
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Ряд современных исследователей прямо считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения.
Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке.
Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной.
б) Мотивация достижения успеха.
У детей с высокой успеваемостью ярко вы¬ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра¬вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано¬вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле¬дует отличать от престижной мотивации.
в) Престижная мотивация .
Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо-собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по¬стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.
Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при¬водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
г) Мотивация избегания неудачи.
У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивает¬ся. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения вы¬сокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из¬бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ¬кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.
К окончанию началь¬ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не¬успеха приобретает значительную силу. Тре¬вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот
д) Компенсаторная мотивация
К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис¬точником тяжелых переживаний ребенка.
В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к шко¬ле, усилия учи¬теля должны быть направлены на формирование устойчивой мо¬тивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов - с другой.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», по¬высить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноцен¬ности и неуверенности в себе играют положительную роль, помо¬гая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.












3. Из опыта работы по формированию положительной мотивации в учебной деятельности учащихся на уроках биологии.
В своей работе я использую следующие формы работы для формирования положительной мотивации в учебной деятельности учащихся.
Наглядные пособия
Особая роль в развитии познавательного интереса к изучению биологии принадлежит использованию наглядных пособий на уроках. Использование живых объектов в качестве иллюстраций улучшает восприятие и запоминание материала урока, активизирует эмоционально-образные ресурсы ребенка, повышает эффективность урока.
Пришкольный участок является материальной базой для изучения программного материала по биологии. На уроках мы используем фасоль и пшеницу как раздаточный материал при изучении темы « Строение семени однодольных и двудольных растений» В 10–х классах на уроках при изучении темы «Модификационная изменчивость» используем снопы злаковых культур. В 7-х классах знакомим учащихся с классификацией и разнообразием различных семейств. В 5-6 классах весной и осенью проводим экскурсии на учебно - опытном участке. Знакомим учащихся
1.С разнообразием растений различных семейств.
2. Весенние изменения в природе.
3. Изучаем морфологическое строение: формы листовых пластинок, типы соцветий, классификация плодов и семян.
А также в нашей школе есть «живой уголок», который организован в 2000 году. Живой уголок является наглядным и разносторонним собранием живых организмов различных классов и семейств, способствующих лучшему усвоению учащимися школьной программы по природоведению, ботанике и зоологии. В нём обитают различные животные:7 морских свинок, 2 хомяка, сухопутная черепаха, болотная черепаха,2 перепёлки,2кролика и семейство попугаев. Есть аквариум с рыбами. Учащиеся кормят своих питомцев, убираются за ними, не покидают их и в каникулы.
Пришкольный участок и живой уголок способствуют развитию экологического воспитания, прививают любовь к природе, формируют навыки бережного отношения к ней. Рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие.
Наблюдения за живыми растениями и животными увлекают ребят, помогают понять сложные взаимоотношения в природе и их закономерности. Большая коллекция комнатных растений (более 60 видов), обитатели аквариумов (рыбы, земноводные, моллюски и водные растения) являются не только прекрасным наглядным пособием, но и создают благоприятную атмосферу урока.
Активизируется познавательная деятельность при работе с гербарным материалом, приготовленным учащимися. Ребята с удовольствием проводят лабораторные работы по изучению морфологических особенностей растений с использованием своего гербария (выполненного в начале учебного года или даже в младших классах).
Исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская работа требует от ученика умения проблемно мыслить, выстраивать логическую последовательность действий, способствует воспитанию целеустремленности. Проблема, затронутая в работе, и ее решения должны быть оригинальными и актуальными. Ценным является творческий характер, новые идеи.
Главное при выборе темы предстоящего исследования – ее соответствие интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.
Анализ и систематизация результатов оформляется обычно в форме таблиц, диаграмм, обязательно обсуждается с авторами работ. В ходе такого обсуждения школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями и примененными действующими факторами.
Выводы в работе должны быть точными, отражающими конкретные рекомендации, по решению той или иной проблемы.
Высокий научный уровень работ позволяет им занимать места на городских научно-практических конференциях.
Результатом научно-исследовательской деятельности учащихся представляются в виде творческих работ на районных и городских и городских научно- практических конференциях.
Экскурсии
К.А.Тимирязев подчеркивал, что природа является «неиссякаемым источником красоты, которая проявляется в гармонии красок, форм, звуков, запахов, вечном движении и смене природных явлений в их сложном отношении и сочетании». Экскурсии в «Каменную чашу», « Сосновый бор», в село « Ширяево», поездка на « Царёв курган» повышают интерес учащихся к изучаемому предмету, способствуют воспитанию любви к родному краю, расширяют знания учащихся о природе Самарской области.
Визитные карточки
В(5 – 7 класс) важную роль играют опережающие задания, подготовка устных сообщений, творческих работ, основанных на личном опыте и личных наблюдениях. Фотоальбомы, электронные презентации с описаниями своих комнатных растений, домашних животных или аквариумных рыбок выполняются детьми с большой любовью и интересом. С большим интересом учащиеся подбирают материал и рассказывают на уроках различные мифы, легенды истории, связанные с объектами Вселенной, растениями и животными.
Компьютерный эксперимент
Основной компонент образовательных программ при изучении всех разделов биологии на всех ступенях образования – проведение биологических исследований. В 5 – 8 классах практически на каждом уроке проводятся наблюдения под микроскопом, описания и сравнительная характеристика различных объектов, процессов, проведение простейших экспериментов.
Некоторые эксперименты учащиеся 5 8 классов могут проводить на компьютере. Это развивает познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей.
Использование ИКТ улучшает зрительное восприятие материала, позволяет показать процессы на моделях и провести виртуальный демонстрационный эксперимент (посмотреть то, чего бы никогда не увидели), делает мероприятие зрелищным и красочным, усиливает эмоциональное восприятие.
Одна из задач современного образовательного процесса – показать учащимся, что компьютер не только дорогая и престижная игрушка, но и мощный инструмент для получения знаний и организации учебного процесса. И, что очень важно почти для каждого ученика - для реализации индивидуальных возможностей, для развития своих способностей.
Демонстрационные материалы к уроку
В 7 – 9 классах предлагаю выполнять творческие работы с использованием ИКТ для визуального сопровождения урока. Подготовка электронных презентаций расширяет группу учащихся, которые выполняют опережающие задания. Электронная презентация - это подсказка, шпаргалка, ребенок увереннее чувствует себя перед аудиторией.
Кто стремится выполнять творческие работы? Это не всегда сильные учащиеся, интересующиеся предметом, для кого эта работа связана с будущей профессией, те, кому все интересно (они обычно участвуют во всех олимпиадах, конкурсах и т.д.).
Появляется еще 1 категория учащихся - слабые дети, которым предлагаю выполнить работу с помощью родителей. В этом случае, если не проявляется интерес к предмету, но повышается сомооценка ребенка, он начинает успешнее заниматься.
При создании электронных презентаций раскрываются творческие способности учащихся, проявляется соревновательный момент, происходит самопрезентация.
Уроки в компьютерном классе
Учащиеся самостоятельно получают информацию, работая с мультимедийными пособиями «Биология. Анатомия и физиология человека», «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 9 класс», «Открытая биология». Каждый ученик получает инструкцию с алгоритмом работы. Эти пособия включают в себя большое количество схем, рисунков, фотографий, а также интерактивные модели и видеофрагменты. В заключение урока предусмотрен тестовый контроль и итоговый контроль на последнем занятии. Самостоятельное изучение нового материала осуществляется с учетом личностных особенностей ребенка, каждый работает в своем темпе. В результате происходит достаточно легкое усвоение учащимися сложных понятий и закономерностей, за счет включения нескольких видов внимания и памяти; возможности конструирования знаний; динамичности подачи материала и наглядности (видеофрагменты, модели и т.п.).
Включение межпредметных связей в познавательную деятельность раскрывает новые аспекты полученных знаний, приводит к осознанию целостности представлений о природе, развивается интерес к предмету.
Внеклассная работа
Большое значение в формировании положительной мотивации к
изучению биологии имеет внеклассная работа. Различные конкурсы, викторины, игры по станциям, брейн-ринг, игровые программы – это увлекательное путешествие в страну Биология[1]. Игра помогает расширять кругозор, закреплять знания, полученные на уроках биологии, и приобретают навыки самостоятельного поиска решений сложных вопросов, выходящих за рамки школьного курса. Очень интересным оказалось мероприятие, проведённое в 5-х классах « Путешествие в подземное царство» Жизнь, застывшая в камне».
Для учащихся 6-7 классов провожу внеклассные мероприятия « Загадки Лешего», « Бегство от загрязнения», « Кризис редуцентов или как уничтожить мусор?» [2]
Для учащихся старших классов конференции « Спид -угроза жизни», « Курение или здоровье - выбирайте сами». В старших классах проведена сюжетно- ролевая игра-телепередача « Здоровье», дискуссия « Жить под чистым небом»
Все виды деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время
- помогают в подготовке к ЕГЭ
- решают вопросы профориентации, формирует круг научных интересов
- повышают уровень личностного развития (повышение самооценки, ценностного отношения к процессу обучения и самообразования)
- влияют на повышение положительной мотивации к изучению биологии.







Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 62
Зарегистрирован: 13.01.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.13 16:58. Заголовок: Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии


Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии
________________________________________
Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике биологии. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней [2].
Из всего многообразия путей активизации обучения на уроках остановимся на одном – активизации познавательного интереса и эмоционального отношения, учащихся к урокам биологии.
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п. [2]
Методисты выделяют 3 уровня развития познавательных интересов учащихся.
Первый элементарный уровень развития позна¬вательных интересов проявляется в наличии у школьников интереса к внешней заниматель¬ности содержания знаний, интересным фак¬там, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а твор¬ческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен млад¬шим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоци¬онального отношения к содержанию знаний и процессу учения.
Второй уровень развития познавательных интересов присущ подросткам, у которых начинает формироваться интерес к установ¬лению причинных зависимостей, познанию существенных свойств предметов и явлений. Уровень творческой активности проявляется в стремлении раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; интеллектуальный ком¬понент познавательных интересов начинает преобладать над эмоциональным. Педагогическое воздействие на подростков должно состоять в формировании у них стремления к самостоятельному исследованию би6логических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. Этот процесс связан с усложнением характера деятельности, которая носит описательно-поисковый характер.
Третий, наиболее высокий уровень развития познавательных интересов, связан с стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззрёнческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Основу этого уровня составляет творческая деятельность, а преобладающий компонент познавательных интересов — волевой, проявляющийся в стремлении к самостоятельному добыванию биологических знаний. Этот уровень развития познавательных интересов нужно форми¬ровать путем организации систематической самостоятельной поисковой деятельности у подростков. [4]
Все это надо иметь в виду при выборе методических приемов для активизации познавательного интереса.
Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся к урокам биологии, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.
Известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку:
• идущие от его содержания;
• вызываемые характером и видами деятельности учеников на уроке;
• вытекающие из их отношений с учителем и друг другом на уроке.
Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока уже знакома из курса прошлого года, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Интерес к уроку могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью учителя используют произведения искусства, стихи, музыку, слайды, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.
Эмоциональный отклик учащихся вызывает использование краеведческого материала, который позволяет лучше познать и полюбить природу родного края.
Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она бала разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.
Разнообразие видов учебной работы на уроке достигается путем комбинирования и вариативного сочетания разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также с помощью варьирования структуры урока и использования новых интересных форм работы.
Способствует интересу к уроку и такой стиль отношений между учителем и учащимися, который создает доброжелательную и увлеченную совместным процессом познания атмосферу урока, когда учитель проявляет убежденность и эрудицию, поощряет даже маленькие успехи слабого ученика, поддерживает у каждого веру в свои силы. Немалую роль играют и отношения с одноклассниками, дисциплина во время урока.
С целью формирования познавательного интереса учащихся, активации их на уроках биологии используются различные приемы. В методике биологии методические приемы рассматриваются как отдельные действия учителя или учащегося, входящие в состав методов. С помощью методических приемов увеличиваются возможности вариативного применения методов, повышается их эффективность [1]
Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации.
Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует опыт, отдельные кадры диафильма или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию биологического объекта или процесса.
Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию.
Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников.
Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.
Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
Приемы создания проблемной ситуации разнообразны и требуют отдельного разговора.
Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.
Методические приемы, активизирующие деятельностью учащих¬ся используются на разных этапах урока:
• на этапе проверки домашнего задания;
• на этапе восприятия и спо¬собствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;
• на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала;
• на этапе воспроизведения полученных знаний;
• на этане домашнего задания.
(Приложение 1)
Важнейший путь активизации обучения биологии в современной школе – это связь урока с другими формами организации обучения. Он показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний и позволяет активизировать их мышление и интерес на каждом этапе урока.
Проведение наблюдений в природе во время экскурсий, на приусадебном участке, за комнатными растениями, домашними животными, результаты летних заданий, работы в кружках, самостоятельное чтение учащимися дополнительной литературы [4].
Теперь, когда в арсенале преподавателя есть ИКТ, такая внеурочная деятельность учащихся превращается в ученические проекты, которые являются предметом гордости учеников и вызывают огромнейший интерес к биологии.
Метод проектов является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы, усложняются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе; если реализуется вся последовательность работы – от ее замысла, формулировки темы и цели до защиты, рефлексии и самооценки; если роль учителя меняется от этапа к этапу.
Учебно-познавательные мотивы формируются быстрее, если использовать для этого специальную систему учебной деятельности. Она включает в себя:
• Деятельность под руководством учителя. На всех ее этапах ученик работает с помощью учителя. Помощь состоит в многочисленных вопросах, заданиях, упражнениях на анализ и перестройку учебной деятельности ученика.
• Самостоятельная деятельность проходит без непосредственного участия учителя, но по его заданию. Для нее выделяется или урочное, или дополнительное время.
• Самообразовательная деятельность – ведется учеником без руководства учителя в соответствии с собственными задачами, мотивами и целями. Происходит на разных уровнях; сопутствует школьной учебной деятельности; имеет место эпизодически в соответствии с задачами и целями ученика; представляет собой систематическую работу по самообразованию и самовоспитанию[5].
Применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения биологии, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы биологических знаний, умений и навыков.
Список литературы
1. Зверев И. Д., Мягкова. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. М .: «Просвещение», 1985.
2. Максимова В. Н., Ковалева Г. Е. и др. Современный урок биологии. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1985.
3. Квасова Л. С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников.// Биология в школе. – М., 1998. - №3. – с:36-40
4. Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3
Зарегистрирован: 14.04.22
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.22 13:04. Заголовок: Интересно..


Интересно

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 31
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Бесплатные готовые дизайны для форумов