Добро пожаловать.


Вас приветствует форум по естествознанию и истории МБОУ СОШ № 101, г. Самары
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 13.09.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.13 20:57. Заголовок: Кабардинцы


Кабардинцы, адыге (самоназвание), народ в России (численность 386 тыс. человек), коренное население Кабардино-Балкарии (около 364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР — около 391 тыс. человек. Живут и во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы — в основном христиане-православные.

Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов. Предки кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в I—VI вв. как зихи, в XIII—XIX вв. как черкесы. В середине 1-го тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII—XV вв. наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды — самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности. В 1557 верховный князь Кабарды Темрюк попросил русского царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России.

В XVI—XVIII вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.

В 1921 в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 — объединённая Кабардино-Балкарская АО, в 1936 преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1944 по 1957, когда балкарцы были насильственно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В январе 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР, с марта 1992 Кабардино-Балкарская Республика. Важную роль в национальном движении играет Конгресс кабардинского народа (создан в 1991).

Традиционные занятия — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремёсла: мужское — кузнечное, оружейное, ювелирное, женское — сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Планировка поселений до середины XIX века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX века.

Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

Традиционная пища — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток — махсыма изготовляется из пшённой муки с солодом.

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к XIX веку была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.

Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.

Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

В духовной культуре начиная с XV века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы — стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество "Хаса" ("Народное собрание"). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 4
Зарегистрирован: 29.11.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.13 15:05. Заголовок: Якуты


Якуты имеют свою автономию, Республика Якутия (Саха) и расселяются довольно широко в бассейне реки Лена и по ее притокам (Алдан, Вилюй, Олекма), а также по рекам бассейна Северного Ледовитого океана (Анабара, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма). Численность по переписям: 1897г. - 226739 (учтены вместе с долганами).

В расовом отношении якуты являются представителями центральноазиатского антропологического типа североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине II тыс. н.э. уже на Лене в результате взаимодействия пришлого ценральноазиатского и местного байкальского компонентов.

Якутский язык относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков и отражает сложность процесса формирования народа. Якуты существенно отличаются от окружающих народов, что служит основанием для поиска истоков и места формирования их культуры. Еe основу cоставляет интеграция различных этнокультурных традиций. Истоки якутского скотоводства прослеживаются в региональной культуре кочевников Центральной Азии и Южной Сибири начиная со скифского времени, а формирование ряда этноспецифических элементов якутской культуры (язык, мифология, мировоззрение) происходило в древнетюркскую эпоху и связывается с телесскими племенами.
В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили не только относительно благоприятные для ведения скотоводческого хозяйства районы Средней Лены, но и ее таежные притоки (Вилюй, Алдан), а также бассейны северных рек Анабары, Оленека, Яны, Индигирки и Колымы. Здесь, в условиях Приполярья, сложилась особая группа якутов-оленеводов, адаптировавших северную аборигенную культуру. Якуты модифицировали тунгусское оленеводство, в переходе от транспортной его функции к пище-сырьевой, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства, в зависимости от обстоятельств, северные якуты использовали различные типы жилищ, одежды и т.п.

В целом, в культуре северных якутов-оленеводов, отмечается доминирование тех эвенкийских элементов, которые связаны с промысловой деятельностью. Все это свидетельствует о сложном характере взаимодействия якутской и эвенкийской культур, синтез которых и образует локальную специфику северных якутов-оленеводов. В целом, эта группа якутского народа, наследует основные тенденции формирования его культуры - интеграцию в состав якутов различных этнических компонентов на протяжении более чем 2000-летней истории.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 139
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Бесплатные готовые дизайны для форумов