Добро пожаловать.


Вас приветствует форум по естествознанию и истории МБОУ СОШ № 101, г. Самары
 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 15.09.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.15 12:34. Заголовок: ГЕОГРАФИЯ — ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ НАУК


Древняя наука география перешла сейчас в новую фазу своего развития. Зародившись как описательная наука, она все более сосредоточивает свое внимание не просто на описании Земли, а на сочетании этого описания с объяснением. Географию интересует не только размещение пpиpодных и социальных явлений на земной поверхности, но и связи между этими объектами и явлениями, причины того, что это размещение оказалось именно таким, а не иным, изменения, происходящие со временем на земной поверхности, последствия, которые могут быть вызваны этими изменениями в будущем. Таким обpазом, геогpафия, кроме своей первоначальной задачи, выpаженной в названии самой науки — землеописание, выполняет и дpугую — землеобъяснение. Это вовсе не значит, что первая задача перестала быть важной. О человеке можно сказать, что он знает географию, только в том случае, если он знает карту, может показать на карте многие страны, города, реки, без карты ясно представляет себе их взаимное расположение. Для человека, претендующего на знание географии, есть и еще многие требования, но эти были и остаются обязательными. Поэтому в тестах так много внимания уделено именно знанию карты. В настоящем пособии сведения о взаимном расположении стран, их столицах и т.д. не приводятся, но знать все это нужно из школьного курса географии, тем более, что в тесты включены лишь самые основные, обязательные сведения.

География — одна из наук о Земле. Другая большая наука, входящая в эту гpуппу, — геология. К наукам о Земле относятся также все отpасли географии (физическая геогpафия, социально-экономическая геогpафия и более дpобные подpазделения этих наук) и геологии (минеpалогия, петpогpафия, тектоника и дp.).

Во-пеpвых, были достигнуты большие успехи в исследованиях океанов и моpей, занимающих более двух тpетей повеpхности планеты, и Землю стали pассматpивать как единое целое, яснее пpедставляя себе сходство и pазличия стpоения земной коpы суши и океанов, пpоцессы массообмена и энеpгообмена между сушей и моpем.

И, во-втоpых, появилась новая гpуппа очень мощных методов исследования Земли — космические методы. Человек впеpвые взглянул на свою планету со стоpоны. Пеpвый шаг к этому был сделан еще пpи пеpвых полетах на воздушном шаpе и затем на самолете. К началу космической эpы аэpофотосъемка получила уже всеобщее пpизнание. Но pезультаты исследования Земли из космоса пpевзошли все ожидания. На космических снимках увидели сpазу большие теppитоpии, а вместе с этим такие особенности стpоения планеты, о котоpых pаньше можно было только догадываться. Заговоpили даже о «pентгеноскопичности» космических снимков, хотя, конечно, это скоpее художественный обpаз, чем научный теpмин. Космические методы познания Земли уже нашли шиpокое пpименение в геологии — пpи составлении геологических каpт и поисках полезных ископаемых; в метеоpологии — сейчас пpогнозы погоды составляются только с пpименением спутниковой инфоpмации; в лесном хозяйстве — по снимкам опpеделяют площади pаспpостpанения лесов, их состав, контpолиpуют их состояние; в сельском хозяйстве — контpолиpуется состояние посевных площадей, пpогнозиpуется уpожай; в морском тpанспоpте — определяется ледовая обстановка; в строительстве — изыскания под строительство крупных объектов непременно включают изучение космических снимков. Огромную помощь оказывают космические методы при изучении окружающей среды.

Изменение задач географической науки связано еще и с тем, что воздействие человека на пpиpоду с pазвитием науки и техники становится все более интенсивным, пpиpода изменяется, и одной из основных забот человека становится ее охpана, стремление к тому, чтобы пpиpода не перестала быть благоприятной средой обитания. Роль географии в анализе и пpогнозе пpоисходящих в пpиpоде изменений огpомна: геогpафы изучают пpоекты, осуществление котоpых может повлиять на состояние пpиpодной сpеды, дают pекомендации для того, чтобы вpед, наносимый пpиpоде, был наименьшим.

Как и любая наука о Земле, география подразделяется на общую и региональную. Общая география или ее отрасль (физическая география, социально-экономическая география) изучает общие закономерности распространения на Земле объектов и явлений — природных или социально-экономических, а региональная — те же объекты и явления на какой-либо определенной территории. Так, может быть общая физическая география, региональная физическая география России, Западной Сибири, Франции, общая социально-экономическая география, региональная социально-экономическая география уже названных или любых других территорий. То же относится и к наукам, входящим в состав физической или социально-экономической географии; так, общая геоботаника изучает общие закономерности распределения растительности на Земле в зависимости от географических условий, а региональная геоботаника, например, России или Московской области — растительность этих территорий.

В названиях наук о Земле часто присутствуют греческие корни ге - (от ge — Земля) с неизменной соединительной гласной -о-, -графия (описание, от grapho — пишу), -логия (учение, от logos — слово). География — наука о поверхности Земли, о размещении и взаимодействии на ней объектов и явлений.

По школьным курсам географии хорошо известно разделение географии на физическую и экономическую (сейчас предпочитают более точный термин «социально-экономическая география», но для краткости часто употребляют и привычное старое название). Физическая география изучает размещение на Земле природных объектов и явлений, а экономическая — людей и всего, что людьми создано. Существование этих двух крупных ветвей географической науки уже более полувека назад поставило вопрос о том, существует ли единая география. Мнения разделились. Одни специалисты, опираясь на существовавшее в то время в нашей стране резкое противопоставление естественных и общественных наук, отрицали существование единой географии. Другие утверждали, что география едина, как едина и сама Земля. Горячим сторонником единства географии был выдающийся экономико-географ Николай Николаевич Баранский (1881—1963), считавший, что экономическая география, не учитывающая природных условий, лишается своей основы, а физическая география, которая не обращает внимания на то, как человек влияет на природу, превращается в «бесчеловечную географию». Сейчас вопрос, кажется, можно считать решенным в пользу единства географии. В частности, уже выпущены учебники географии России без четкого разделения на физико-географическую и экономико-географическую части.

Камеральные методы (от латинского camera — комната). Изучаются литература, карты, аэрофотоснимки, космические снимки. Применение этих методов даже задолго до появления аэро- и космической съемки давало возможность сделать открытия. Так, океанолог Владимир Юльевич Визе (1886 — 1954), изучая материалы дрейфа судна "Св. Анна" (незадолго до революции), предсказал существование в Карском море острова, который позже был найден и получил имя Визе.

Полевые методы. Объекты исследуются на месте, в естественных условиях. Название это применяется к работам независимо от того в каких природных условиях они ведутся — в поле, в лесу, в горах; специалисты по экономической географии нередко ведут исследования в городах — такие работы также считаются полевыми. Полевые работы ведутся во время путешествий, маршрутов, поездок, путем длительных наблюдений в одной точке или на небольшой территории (стационарные исследования). К полевым методам относятся и наблюдения объекта с воздуха или из космоса, потому что, как бы далеко мы ни отходили от объекта, мы изучаем сам объект, а не его описание, изображение или макет.

Экспериментальные методы. Создаются — непосредственно в поле или в лаборатории — искусственные условия, позволяющие изучить какой-нибудь природный процесс. Природное явление можно наблюдать случайно; преимущество эксперимента состоит в том, что его можно повторить и, изменяя условия, установить влияние на процесс различных факторов.

Все сведения о Земле получены в конечном счете полевыми методами — сделаны описания различных областей Земли по собственным наблюдениям многих исследователей; из них составлены — уже камерально — описания более обширных областей и всей Земли. И только наличие этих сведений позволило выявить общие природные закономерности на Земле, то есть создать общую физическую географию, или землеведение — науку об общих закономерностях природы на земной поверхности, о размещении элементов природы, об их пространственных и временных связях; создать общую социально-экономическую географию — науку об общих закономерностях размещения населения и хозяйства на земной поверхности.

ГЕОГРАФИЯ
Человеческое общество всту пило в век господства микроэлектроники, информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство

Естествознание являе тс я до известной степен и основой всякого знан и я и естественно - научного, и технического, и гуманитарного. Поэтому оно имеет особое значен и е для нас, вступающих а третье тысячелетие, ибо ведущей тенденцией развития с овременной цивилизации в ближайшем будущем становятся интеграционные (объединительные) процессы.

Слово “естествознание” представляет собой сочетание двух слов — “естество” (“природа”) и “знание”. Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом “природоведение”, которое происходит от общеславянского термина “веды” или “веда” - наука, знание. Мы и до сих пор говорим “ведать”в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - “точное” знание обо всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а “природоведение” (подобно пресловутому “обществоведению” или “науковедению”) обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего “ведения”.

История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую.

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия(философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столетиям зачатками естественных наук.

Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).

Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, т. е. наступила синтетическая стадия ее изучения.

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология, география) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания.

Несмотря на то, что первая из них - натурфилософия- отделяется от трех последующих тем, что на ней безраздельно господствуют еще лишь методы наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна. Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но ввиду того, что отсутствие экспериментальных методов еще не позволило тогда иметь точных знаний, начало естествознания как точной науки, вообще говоря, если не касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или “геометрии” (т. е. “землемерия”), исторически относят к XV—XVI векам, т. е. к тому времени, когда исследование Природы вступило на вторую стадию - аналитическую.

И надо подчеркнуть, что накопленная с тех пор и до настоящего времени основная масса достижений в изучении Природы появилась как раз на этой второй стадии. Объясняется это тем, что аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий огромной армией исследователей - путешественников и мореплавателей, врачей, астрологов и астрономов, алхимиков и химиков, изобретательных ремесленников и технических руководителей промышленного производства, наблюдательных крестьян и агрономов. Их взор проникал во все уголки Земли и Неба, в мир животных и растений, способствуя накоплению результатов не только пассивных наблюдений, но и опытных, планируемых эмпирических исследований. Именно на аналитической стадии изучения Природы появился весь тот богатейший массив естественно - научных знаний, который лег в основание таких наук, как физика, химия и биология, а также география и геология.

Естественное стремление исследователей ко все большему охвату раз н ообраз н ых природных объектов и ко все более глубокому проникновению в их детали пр и вело к неудержимой дифферен ц иации (разделе н ию, расчле н ению, дробле н ию) соответствующих наук.

Тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциац и и естественных наук яв л яется первой и главной особенностью аналитической стадии исследования Природы. Э т а т енде н ция остается и сегодня еще очень действенной.

В качестве второй особенности аналитической стадии выступает явное преобладание э м пирических (получе н ных путем опыта, эксперимента) знаний над теоретическими.

Третьей особенностью этой стадии является опережающее - преимущественное - исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов.

Наконец, еще одна - четвертая особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась по преимуществу неизменной, окостенелой, вне эволюции.

Весьма примечательно, что переход к третьей (синтетической) и даже к четвертой (интегрально-дифференциальной) стадиям исследования Природы, несмотря на характерный для них иной подход к проблемам ее эволюции или стабильности, отнюдь не обрывает нить проявления всех только что перечисленных особенностей аналитического периода развития естествознания. Б олее того, процессы дифференциации естественных наук ныне усиливаются, а объем эмпирических исследований резко возрастает.

Науку о Природе, т. е. естествознание, традиционно подразделяют на такие, более или менее самостоятельные, разделы, как физика, химия, биология, психология, география и геология.

География – система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создание наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Основоположником науки географии является выдающийся древнегреческий ученый Эратосфен, живший в III веке до нашей эры. Он первым ввел термин “география”, Ведь именно так назвал он свой трехтомный труд, который, к сожалению, полностью до нас не дошел. Он первым доказал, что Земля действительно имеет шарообразную форму, что утверждал еще Пифагор.

Земля – это большое сферическое ядро расплавленной магмы, заключенное в скорлупу земной коры, общий диаметр которых 13 тыс. км, и окутанное одеялом атмосферы толщиной 2 тыс. км. И внутри этого гигантского каменно-газового тела есть небольшой слой толщиной всего несколько десятков километров. Он составляет не более 1% от всего объема Земли и расстилается тонкой пленкой на границе между тысячекилометровыми толщами земной тверди и атмосферы.

Именно в этом тонком слое умещается весь мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы, ни несущие влагу гигантские вихри циклонов. Внутри него находятся самые высокие горы и самые глубокие океанические впадины, проходят трассы самолетов и залегают даже самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Этот слой чрезвычайно мал по сравнению с размерами нашей планеты, но нигде ни на Земле, ни во всей известной Вселенной нет ничего подобного.

Здесь переплелись и соединились воедино все известные нам миры – мир воздуха и мир воды, мир живых организмов и мир мертвого камня, мир почв и мир людей. Здесь все химические элементы находятся в беспрерывном движении и превращении, сегодня слагая тело гигантского ледника, а завтра- организм разумного человека. Здесь все находится в теснейшей взаимосвязи: разрушительные тайфуны рождаются из-за взмаха крыла очаровательной бабочки, а политические решения президентов приводят к климатическим катастрофам.

Именно этот чрезвычайно тонкий и уникальный слой планеты Земля, называемый географической оболочкой, изучала раньше и изучает сейчас наука География . Много сотен лет понадобилось географии для того, чтобы побывать во всех ее уголках, восхититься разнообразием слагающих ее частей.

Открыв все материки и океаны, нанеся на точные карты даже самые маленькие озера и острова, ученые поняли, что они не знают практически ничего об устройстве этого мира.

Приступив к изучению устройства этого мира, ученые восхитились его сложностью и, засучив рукава, начали исследовать все это… по отдельности. И единая география тут же распалась на множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки – один из многочисленных земных миров.

Исследованием атмосферы и климата занимается климатология, а ручьи и озера находятся в ведении гидрологии. Льды изучает гляциология, почвы – почвоведение, а формами рельефа земной поверхности интересуется геоморфология. Живых обитателей планеты изучает биогеография, а человека и его деятельность – социально-экономическая география. Последняя уже разделилась на политическую географию, географию транспорта, географию торговли, географию культуры, географию религии …. Ученые шумят, что скоро появится география джинсов или география любви.

Географические открытия, которые заслуживают определения “великие”, совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до ХХ века. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определенный исторический период. Его хронологические рамки отечественные историки и географы обычно ограничивают серединой или концом XV- серединой XVII вв. Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира.

Усилиями нескольких поколений мореплавателей и землепроходцев рубежи от кумены были раздвинуты, мир словно засверкал новыми красками, предстал во всем своем великолепном разнообразии.

Если сравнительно недавно мог существовать этакий распространенный тип географа вроде жюльверновского Паганеля – своего рода ходячей географической энциклопедии, то сегодня в науке произошли коренные изменения. Навсегда ушли в прошлое времена одиночек-энциклопедистов, подобных, например, великому М.В.Ломоносову, внесшему большой вклад во многие науки (история, география, философия, физика, химия, астрономия и др.).

В наше время география уже отнюдь не прежняя, по преимуществу описательная наука, где главным объектом исследования были неведомые тогда земли и страны. Ушли безвозвратно времена, так называемой, “романтической” географии. Человек исходил, изъездил, проплыл почти всю нашу, как выяснилось не очень большую планету и к тому же теперь постоянно осматривает ее из космоса. Поэтому современная география как бы переживает свое новое рождение. Место прежней описательности в ней прочно заняла, если можно так сказать, конструктивность и прогнозированность, т.к. развитие производства и глубокие социально-экономические преобразования в мире заставили ученых кардинально пересмотреть свои взгляды на саму суть этой науки, ее цели, задачи, методы исследовательских работ.

Перед нашей наукой стоят теперь новые задачи: познать взаимодействие природы и человеческой деятельности. Ныне география изучает природу и с целью ее сохранения в процессе хозяйственного использования, что особенно важно в период научно-технической революции.

Усилия многих географов в наше время направлены на изучение экологических проблем. К сожалению, в своей многовековой, не всегда продуманной, хозяйственной деятельности человечество нанесло огромный, зачастую невосполнимый, ущерб природе нашей сравнительно небольшой планеты, и во многом это отрицательное воздействие из года в год продолжает расти. Все больше и больше выпускается в атмосферу Земли вредоносных химических веществ, вызывающих кислотные дожди. Отравляются воды океанов и морей. Многие реки превращаются в сточные канавы. Гибнет много озер.

Резко отрицательно сказывается бесконтрольное истребление лесных массивов, этих “зеленых легких” планеты, и их неповторимого животного мира. И темпы этого глобального браконьерства нарастают.

Большой и сложный путь прошло человечество, раскрывая одну за другой тайны земного шара. Много неведомых земель открыли исследователи, создавая современную, столь привычную для нас, географическую карту мира. Так, например, Христофор Колумб – выдающийся мореплаватель, который, как считается, в 1492 году открыл Америку, хотя о ее существовании знали еще древние викинги, а еще раньше кельты, финикийцы, египтяне, китайцы и другие народы.

Оказывается, до сих пор не установлено достоверно, на каком именно острове, названном именем Сан-Сальвадор (“Спаситель”), высадился Колумб, достигнув берегов неведомого тогда континента. Считалось, что он расположен в группе Багамских островов и называется ныне Самана Кай.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 183
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Бесплатные готовые дизайны для форумов