Добро пожаловать.


Вас приветствует форум по естествознанию и истории МБОУ СОШ № 101, г. Самары
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 44
Зарегистрирован: 13.01.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.12 18:39. Заголовок: Материалы к физико-химическому празднику П.Н. Яблочков, Лодыгин А.Н. Циолковский К.Э.


«Яблочков Павел Николаевич [2(14).9.1847, село Жадовка Саратовской губернии, - 19(31).3.1894, Саратов, похоронен в селе Сапожок, ныне Саратовской области], русский электротехник, изобретатель и предприниматель. Родился в семье мелкопоместного дворянина. Получил образование военного инженера - окончил в 1866 году Николаевское инженерное училище и в 1869 году Техническое гальваническое заведение в Петербурге. Военную службу проходил в Киеве. Выйдя в отставку, переехал в Москву, где в 1873 году был назначен начальником службы телеграфа Московско-Курской железной дороги. Совместно с Н. Г. Глуховым организовал мастерскую, где проводил работы по электротехнике, которые в дальнейшем легли в основу его изобретений в области электрического освещения, электрических машин, гальванических элементов и аккумуляторов. К 1875 году относится одно из главных изобретений Яблочкина - электрическая свеча - первая модель дуговой лампы без регулятора, которая уже удовлетворяла разнообразным практическим требованиям. В 1875 году Яблочкин уехал в Париж, где сконструировал промышленный образец электрической лампы (французский патент № 112024, 1876), разработал и внедрил систему электрического освещения на однофазном переменном токе, разработал способ "дробления света посредством индукции катушек" (французский патент № 115/93, 1876) и др. Система освещения Яблочкина ("русский свет"), продемонстрированная на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, пользовалась исключительным успехом; во Франции, Великобритании, США были основаны компании по ее коммерческой эксплуатации.
В 1879 году Яблочкин организовал "Товарищество электрического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К°" и электромеханический завод в Петербурге, изготовившие осветительные установки на ряде военных судов, Охтенском заводе и др. Со 2-й половины 1880-х годов Яблочкин занимался главным образом вопросами генерирования электрической энергии: сконструировал "магнитодинамоэлектрическую машину", которая уже имела основные черты современной индукторной машины, провел много оригинальных исследований в области практического решения задачи непосредственного превращения энергии топлива в электрическую энергию, предложил гальванический элемент со щелочным электролитом, создал регенеративный элемент (так называемый автоаккумулятор) и др.
Яблочкин был участником электротехнических выставок в России (1880 и 1882), Парижских электротехнических выставок (1881 и 1889), Первого международного конгресса электриков (1881), одним из инициаторов создания электротехнического отдела Русского технического общества и журнала "Электричество". Награжден медалью Русского технического общества. Учреждена премия Яблочкина (1947) за лучшую работу по электротехнике, присуждаемая 1 раз в 3 года.
. Алекса́ндр Никола́евич Лоды́гин (6 октября (18 октября) 1847, с. Стеньшино, Липецкий уезд, Тамбовская губерния, Российская империя — 16 марта 1923, Бруклин, Нью-Йорк, США) — русский электротехник, изобретатель лампы накаливания (11 июля 1874).
Александр Николаевич Лодыгин родился в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Петровский район Тамбовской области). Происходил из очень старой и знатной дворянской фамилии (его род, как и род Романовых, вёл свое происхождение от Андрея Кобылы). Его родители — небогатые дворяне, Николай Иванович и Варвара Александровна (в девичестве Вельяминова).
По семейной традиции Александр должен был стать военным, и поэтому в 1859 году он поступает в неранжированную роту («подготовительные классы») Воронежского кадетского корпуса имени Великого князя Михаила Павловича, которая располагалась в Тамбове, затем был переведен в Воронеж с характеристикой: «Добр, отзывчив, прилежен». А в 1861 году в Тамбов переехала вся семья Лодыгиных. В 1865 году Лодыгин выпущен из Кадетского корпуса юнкером в 71-й Белёвский пехотный полк, а с 1866 по 1868 годы учился в Московском юнкерском пехотном училище. В 1870 году Лодыгин выходит в отставку и переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины (электролета) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания. Также ведется работа над проектом водолазного аппарата. Не дождавшись решения от российского военного министерства Лодыгин пишет в Париж и предлагает республиканскому правительству использовать летательный аппарат в войне с Пруссией. Получив положительный ответ изобретатель едет во Францию. Но поражение Франции в войне остановило планы Лодыгина.
Вернувшись в Петербург, он вольнослушателем посещал в Технологическом институте занятия по физике, химии, механике. В 1871—1874 годах проводил опыты и демонстрации электрического освещения лампами накаливания в Адмиралтействе, Галерной гавани, на Одесской улице, в Технологическом институте.
Первоначально Лодыгин пытался использовать в качестве нити накала железную проволоку. Потерпев неудачу, перешёл к экспериментам с угольным стержнем, помещённым в стеклянный баллон.
В 1872 году Лодыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году — получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии. Он основал компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».
В 1870-х годах Лодыгин сблизился с народниками. 1875—1878 годы он провёл в туапсинской колонии-общине народников. С 1878 года Лодыгин снова в Петербурге, работает на разных заводах, усовершенствует свой водолазный аппарат, трудится над другими изобретениями. За участие в Венской электротехнической выставке Лодыгин был награждён орденом Станислава III-й степени — редкий случай среди российских изобретателей. Почетный инженер-электрик ЭТИ (1899).
В 1884 году начались массовые аресты революционеров. Среди розыскиваемых — знакомые и друзья Лодыгина. Он решил уехать за границу. Расставание с Россией продлилось 23 года. Лодыгин работал во Франции и США, создавая новые лампы накаливания, изобретал электропечи, электромобили, строил заводы и метрополитен. Особо надо отметить полученные им в этот период патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, проданные в 1906 году «Дженерал электрик компани».
В 1884 году организовал в Париже производство ламп накаливания и прислал в Санкт-Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки. В 1893 обратился к нити накала из тугоплавких металлов, применявшейся им в Париже для мощных ламп 100—400 свечей. В 1894 в Париже организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль». В 1900 году участвовал во Всемирной выставке в Париже. В 1906 году в США построил и пустил в ход завод по электрохимическому получению вольфрама, хрома, титана. Важное направление изобретательской деятельности — разработка электрических печей сопротивления и индукционных для плавки металлов, меленита, стекла, закалки и отжига стальных изделий, получения фосфора, кремния.
В 1895 году Лодыгин женился на журналистке Алме Шмидт, дочери немецкого инженера. У них родилось две дочери, в 1901 — Маргарита, а в 1902 — Вера. Семья Лодыгиных в 1907 переехала в Россию. Александр Николаевич привёз целую серию изобретений в чертежах и набросках: способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и резки.
Лодыгин преподавал в Электротехническом институте, работал в строительном управлении Петербургской железной дороги. В 1914 году он был командирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для выработки предложений об электрификации. Первая мировая война изменила планы, Лодыгин начал заниматься летательным аппаратом вертикального взлёта.
После Февральской революции 1917 году изобретатель не сработался с новой властью. Материальные трудности заставили семью Лодыгиных уехать в США. Приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО Александр Николаевич из-за болезни вынужден отклонить.
В марте 1923 года он умер в Бруклине.
• За участие в Венской электротехнической выставке Лодыгин был награждён орденом Станислава III-й степени.
• В 1874 году за изобретение лампы Петербургская АН присудила ему Ломоносовскую премию.
• В 1899 году Петербургский электротехнический институт присвоил ему звание почётного инженера-электрика.
Лампа Лодыгина 1874 г. в Политехническом музее в Москве
У электрической лампочки нет одного-единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время (см.Лампа накаливания: история изобретения). Однако заслуги Лодыгина в создании ламп накаливания особенно велики. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити (в современных электрических лампочках нити накала именно из вольфрама) и закручивать нить накаливания в форме спирали. Также Лодыгин первым стал откачивать из ламп воздух[источник не указан 814 дней], чем увеличил их срок службы во много раз. Другим изобретением Лодыгина, направленным на увеличение срока службы ламп, было наполнение их инертным газом.
В 1871 году Лодыгин создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путём электролиза.
19 октября 1909 года Лодыгин получил патент на индукционную печь[1].
Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя — 19 сентября 1935, Калуга, СССР) — российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Один из пионеров космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.
Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.
К. Э. Циолковский утверждал, что теорию ракетостроения он разработал лишь как приложение к своим философским изысканиям.[77] Им написано более 400 работ, большинство которых мало известны широкому читателю.
Первые научные исследования Циолковского относятся к 1880—1881 году. Не зная об уже сделанных открытиях, он написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа — «Механика животного организма» получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
В своей квартире Циолковский создал первую в России аэродинамическую лабораторию. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел. Работы Циолковского в области аэродинамики явились источником идей для Н. Е. Жуковского. Циолковский описал обтекание воздушным потоком тел различной геометрической формы.

Бюст К. Э. Циолковского, установленный на первом этаже Волгоградского планетария
Циолковский занимался механикой управляемого полета, в результате чего им был спроектирован управляемый аэростат (слово «дирижабль» тогда ещё не придумали). Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля и построил его модель. Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 году он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15—18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж — обтекаемую форму. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.
С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов.
• 1883 — «Свободное пространство. (систематическое изложение научных идей)»
• 1902—1904 — «Этика, или естественные основы нравственности»
• 1903 — «Исследование мировых пространств реактивными приборами.»
• 1911 — «Исследование мировых пространств реактивными приборами»
• 1914 — «Исследование мировых пространств реактивными приборами (Дополнение)»
• 1924 — «Космический корабль»
• 1926 — «Исследование мировых пространств реактивными приборами»
• 1925 — «Монизм вселенной»
• 1927 — «Космическая ракета. Опытная подготовка»
• 1927 — «Общечеловеческая азбука, правописание и язык»[100]
• 1928 — «Труды о космической ракете 1903—1907 гг.»
• 1929 — «Космические ракетные поезда»
• 1929 — «Реактивный двигатель»
• 1929 — «Цели звездоплавания»
• 1930 — «Звездоплавателям»
• 1931 — «Происхождение музыки и её сущность»[101]
• 1932 — «Реактивное движение»
• 1932—1933 — «Топливо для ракеты»
• 1933 — «Звездолёт с предшествующими ему машинами»
• 1933 — «Снаряды, приобретающие космические скорости на суше или воде»
• 1935 — «Наибольшая скорость ракеты»[102]


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Бесплатные готовые дизайны для форумов